Прежде: Детство богов

Содержание книги

Далее: Богиня Гера (Юнона)


Мифы о Зевсе

Бог Зевс (Юпитер) как всепроникающая жизненная сила. — Зевс как олицетворение небесного свода. — Громоносные стрелы бога Зевса (Юпитера). — Богиня Ника. — Орел Зевса и миф о Ганимеде. — Зевс-гостеприимец: миф о Филемоне и Бавкиде. — Олимпийские игры и Зевс Фидия. — Миф о похищении Европы. — Миф о превращении царя Ликаона в волка. — Додонский оракул Зевса. — Смысл мифа о победе Зевса над Титанами и Гигантами. — Маленький урок латыни: лицензия на похищение Европы.

 


Бог Зевс (Юпитер) как всепроникающая жизненная сила

похищение Европы, Гюстав Моро

Похищение Европы. Гюстав Моро, 1869 г.

Бог Зевс (в римской мифологии — бог Юпитер), как повелитель богов и смертных, представлял в физическом отношении ту жизненную силу, которой проникнуто все во вселенной.

В моральном же отношении бог Зевс (Юпитер) представлял звено, связывающее человечество, был охранителем договоров и клятв, покровителем бедных и просящих и всех тех, кто не имел иного крова, кроме неба.

«Видишь ли ты, — говорит древнегреческий драматург Еврипид, — эту необъятную величественную бесконечность, окружающую землю со всех сторон: это — Зевс, верховный бог». А древнеримский писатель Варрон, приводящий в своем сочинении эти слова, прибавляет: «Вот почему Юпитеру воздвигают храмы без крыш, дабы лучше видеть небо, или самого бога, и говорят, что Юпитера следует призывать в свидетели только под открытым небом».

 


Зевс как олицетворение небесного свода

Все храмы, посвященные Зевсу, были без крыш, и только храмы в честь богов земли были закрытые. Так как бог Зевс олицетворял собой свод небесный, то древние греки считали, что в закрытом месте бог не может их видеть. Древнегреческий комедиограф Аристофан в своей комедии «Птицы» осмеивает это поверье народной мифологии. У Аристофана Титан Прометей, желая принять участие в заговоре против Зевса, придумывает следующую хитрость, дабы Зевс не мог его видеть: «Молчи, — говорит Прометей, — не произноси здесь моего имени; я погиб, если Зевс увидит меня здесь; но если ты хочешь, чтобы я тебе рассказал о том, что происходит на Олимпе, возьми этот зонтик и держи его раскрытым над моей головой; тогда боги не увидят меня».

Искусству античности было трудно передать в человеческих формах олицетворение богом Зевсом-Юпитером свода небесного. Сохранилась, однако, одна античная камея, изображающая Зевса-Юпитера сидящим на троне, поставленном на парусе, надутом ветром. Парус держит над своей головой Посейдон (Нептун), бог воды, намекая тем, что Зевс парит над поверхностью вод. Свод небесный, который должен олицетворять бог Зевс-Юпитер, представлен на этой камее зодиакальными знаками, расположенными вокруг фигур богов.

 


Громоносные стрелы бога Зевса (Юпитера)

 

Античные мифы в русской поэзии: гениальное стихотворение А.А. Фета «Как беден наш язык…» (1887 г.) с упоминанием орла Юпитера

Афанасий Фет

***

Как беден наш язык! — Хочу и не могу. —

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

 

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И тёмный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орёл,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

 

В искусстве античный бог Зевс-Юпитер почти всегда изображается в виде сильного и прекрасного мужчины во цвете лет с бородой.

Отличительными символами Зевса являются орел, скипетр и громовые стрелы (перуны).

Длинные волосы бога Зевса разделены на лбу, верхняя часть туловища обнажена, грудь широкая, но не атлетического сложения.

Бог Зевс (Юпитер) носил в мифах Древней Греции разные прозвища-наименования, которые соответствовали различным свойствам его божества, а потому и изображается с разными атрибутами.

Народы античности не могли себе представить в природе более страшной силы, чем гром. Громоносные стрелы (перуны), которые бог Зевс (Юпитер) держит в руке, являются символом могущества и неотразимой силы этого бога. Все, кто вступал с Зевсом в борьбу, был ли то бог или простой смертный, — все поражались этими стрелами. Культ Зевса Громовержца был весьма распространен в Древней Греции. Римляне воздвигли в честь Юпитера Громовержца храм в Капитолии, следы которого сохранились и до наших дней.

Очень часто бог Зевс (Юпитер) держит на руке богиню победы Нику, в знак того, что Зевс покровительствует состязающимся и дарует победу. Тогда он носит название Зевса Победоносца, или Никефорийского.

 


Богиня Ника

О греческой богине победы Нике нет отдельного мифа, но на памятниках искусства богиня Ника часто изображается, в особенности на античных монетах.

Богиню Нику обыкновенно изображают крылатой и держащей в руках лавровый венок или ветку. Художники нового времени почти не изменили этого типа: на памятниках древнегреческую богиню победы продолжают изображать и теперь в виде молодой крылатой девушки с лавровым венком в руках.

 


Орел Зевса и миф о Ганимеде

По мнению древних греков, орел летает выше всех птиц и может парить высоко над всеми в пространстве, а потому более всего подходит богу Зевсу.

Орел изображается почти всегда у ног Зевса или на его скипетре. Иногда орел держит в своих могучих когтях громовые стрелы Зевса (перуны). Орел исполняет многие поручения богов. Так, например, орел приносит Зевсу-ребенку нектар (божественный напиток), которым поят Зевса нимфы на острове Крите.

похищение Ганимеда, Рембрандт

Похищение Ганимеда. Рембрандт, 1635 г.

Согласно мифам Древней Греции, орел, по повелению Зевса, похищает Ганимеда, который затем на Олимпе исполняет обязанность виночерпия богов.

Прекрасный юноша Ганимед был сыном царя Троя. Бог Зевс (Юпитер), восхищенный красотой Ганимеда, приказал орлу похитить его, находя, что земля — недостойное местопребывание для Ганимеда.

Античная статуя изображает Ганимеда в виде красивого юноши с фригийской шапкой на голове, с пастушьим посохом в руке. Ганимед пас стада своего отца, когда орел, схватив его в свои могучие когти, унес на Олимп. Узнав о похищении сына, отец Ганимеда предался отчаянию, но Зевс (Юпитер) утешил его, показав ему сына, причисленного к сонму богов. Зевс поместил Ганимеда также в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея.

Сохранилась прекрасная античная статуя, повторение статуи знаменитого древнегреческого скульптора Лeoxapa, изображающая похищение Ганимеда орлом.

Миф о похищении Ганимеда пользовался большой популярностью среди художников. Сохранилось много камей, статуй и живописных изображений. Рубенс и Корреджо писали картины на эту мифологическую тему, но ни одна не пользуется такой славой, как картина Рембрандта (в Дрезденской галерее). Великий голландский художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит Ганимеда за рубашонку. Несмотря на свой испуг, ребенок Ганимед не выпускает виноградную кисть, которую Рембрандт вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность виночерпия. Но надо полагать, что, обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, вряд ли бы Зевс-Юпитер, бог античных греков и римлян, нашел, что земля недостойна его.

 


Зевс-гостеприимец: миф о Филемоне и Бавкиде

Бог Зевс (Юпитер) считается покровителем гостеприимства. Зевс часто путешествует по земле, желая убедиться, насколько люди гостеприимны.

Филемон и Бавкида

Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду. Орест Кипренский, 1802 г.

Придя однажды во Фригию вместе с богом Гермесом (Меркурием), который отвязал свои крылья, чтобы не быть узнанным, Зевс (Юпитер) напрасно стучался во многие дома, прося приюта: всюду им отказывали.

Наконец Зевс и Гермес подошли к маленькой хижине, покрытой соломой, хозяева которой, Филемон и Бавкида, радушно принимают их. Несмотря на бедность и лишения, муж и жена, уже старики, сумели сохранить в себе сострадание и другие добродетели. Впустив в хижину гостей, Филемон и Бавкида принялись приготовлять скудную трапезу. Боясь, что гости не найдут ее обильной, Филемон и Бавкида решили пожертвовать своим единственным гусем, но птица, преследуемая по всей хижине Бавкидой, нашла себе убежище у ног Зевса, не позволившего зарезать ее.

Каково же было удивление хозяев, когда они заметили, что кушанье на столе и вино в кубке, вместо того чтобы убывать, увеличивались. Испуганные, обратились Филемон и Бавкида к своим гостям, прося открыть им, кто они такие, и извиняясь за свой жалкий обед. Зевс сказал им, кто он и его спутник, и приказал Филемону и Бавкиде следовать за собой на вершину одной горы, позволив им высказать какое-нибудь желание, обещая его исполнить. Нежно любя друг друга, они оба пожелали умереть одновременно.

Придя на гору, Филемон и Бавкида увидали, что вся местность и все дома, окружавшие их хижину, покрыты водой, а хижина их превратилась в величественный храм. Зевс назначил их хранителями этого храма. Там прожили Филемон и Бавкида до глубокой старости, не зная болезни и дряхлости.

Однажды, сидя друг перед другом на ступенях храма, Филемон и Бавкида заметили, как тела их начинают превращаться в древесные стволы. Поняв, что наступает их последний час, Филемон и Бавкида нежно простились и умолкли навеки. Два прекрасных дерева остались по бокам храма охранять вход в него.

 


Олимпийские игры и Зевс Фидия

В честь Зевса Олимпийского были учреждены празднества в Олимпии, в Элиде, известные под названием Олимпийских игр.

Это были общественные игры, в которых принимали участие греки всех племен и всех земель. В самом храме Зевса Олимпийского находилась знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, вся из золота и слоновой кости.

Статуя Фидия изображала Зевса в сидячем положении, но была таких размеров, что касалась потолка. Зевс Фидия держал в одной руке богиню Нику, а в другой — украшенный драгоценными металлами скипетр с орлом на верхушке.

 


Миф о похищении Европы

Остров Крит считался местом рождения бога Зевса, который также носит название Зевс Критского. На этот же остров, согласно античному мифу, привез Зевс похищенную им Европу.

похищение Европы, бык, Зевс

Европа верхом на быке.

Согласно мифам древней Греции, Европа была дочерью царя города Тира в Финикии и славилась своей необычайной красотой. Зевс, увидав Европу, так прельстился ею, что решил похитить ее. Бог Зес превращается в белого быка и присоединяется к стадам тирского царя. Европа вместе с подругами любуется красотой быка, который позволяет им приблизиться к нему и гладить его.

Молодые девушки украсили рога быка-Зевса венками. Наконец, Европа, резвясь, села на него. Тогда бык-Зевс бросился с Европой бежать к морю, переплыл его и принес свою пленницу на остров Крит, царем которого сделался впоследствии сын Европы и Зевса Минос.

Миф о похищении Европы Зевсом служил излюбленной темой для художников античности. В особенности часто изображался миф об Европе на резных камнях и камеях.

Паоло Веронезе написал картину на этот мифологический сюжет и по своему обыкновению одел действующих лиц в роскошные, современные ему костюмы. В Мадридском музее находится картина Рубенса на эту же тему. Голландец Бергхейм передал по-своему этот поэтический миф: он написал огромного быка и сидящую на нем толстую крестьянку, которую вряд ли древние греки, поклонники красоты и красивых форм, согласились бы признать богиней.

 


Миф о превращении царя Ликаона в волка

Аркадийцы в своих мифах оспаривали у Крита честь родины Зевса.

Жители Аркадии утверждали, что бог Зевс родился на вершине Ликеона. Царь аркадийский Ликаон воздвиг Зевсу там храм и, по мифу, принес ему в жертву одного из своих заложников. Разгневанный Зевс превратил царя Ликаона за такую жестокость в волка.

Этот греческий миф интересен потому, что указывает на прекращение человеческих жертв, приносившихся до того времени очень часто Зевсу.

 


Додонский оракул Зевса

Самый древний греческий оракул, посвященный богу Зевсу (Юпитеру), находился в Додоне, в Эпире.

Жители Додоны рассказывали, что из Египта вылетели два черных голубя: один прилетел в Додону, сел на дуб и человеческим голосом повелел построить тут оракул в честь бога Зевса, а другой голубь спустился в Ливию, и там возник, в Аммоне, среди песков, оракул Зевса Аммонского.

В центре священной рощи в Додоне стояли дубы, шелест листьев которых истолковывался жрицами, но и стволы дубов Додоны обладали пророческим даром. Когда Аргонавты отправились добывать золотое руно, они вырубили мачты для своего корабля в священной роще Додоны, и мачты предсказывали Аргонавтам будущее.

 


Смысл мифа о победе Зевса над Титанами и Гигантами
битва с титанами, титаномахия

Битва с Титанами. Гюстав Доре, 1866 г.

Все мифы о Зевсе (Юпитере) и о борьбе Зевса с Титанами и великанами (Гигантами) олицетворяли представления древних греков и римлян о том, как мало-помалу порядок, нравственные законы, сознательная и умственная жизнь одерживали верх над страшными силами природы. Титаны и великаны (Гиганты) ввергаются в Тартар, потому что на земле уж нет места беззаконной и беспричинной силе. Победа Зевса над великанами была победой пробуждающегося ясного сознания ума и духа.

Зевс, как высший бог античного пантеона, олицетворял идею духовной и умственной сущности человека. Зевс является в мифах древних греков и римлян не богом, созидающим вселенную, а богом-устроителем. Зевс-Юпитер — охранитель порядка, созидатель общества и общественных учреждений и законов.

Культ Зевса-Юпитера прекратился только с введением христианства, хотя учения философов уже и раньше сильно поколебали веру в него. Древнегреческий автор Лукиан описывает в одной из своих сатир, как опустели храмы Зевса и как скудны жертвы, приносимые ему. Лукиан спрашивает, куда же делась власть этого бога, почему Зевс, обладатель громовых стрел, не поразит ими всех тех, кто не верит больше в его могущество и силу.

 


Прежде: Детство богов

Содержание книги

Далее: Богиня Гера (Юнона)

маски древнегреческой комедии, уроки древнегреческого

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, репетитор древнегреческого языка и преподаватель латыни: научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.


уроки древнегреческого языка в спб, преподаватель древнегреческого в спб
Дополнения от преподавателя латинского языка и сего сайта созидателя

Маленький урок латыни: лицензия на похищение Европы

На средневековой латыни сочинена известная пословица Quod licet Jovi, non licet bovi /квод ли́кэт йо́ви нон ли́кэт бо́ви/ — ‘что позволено Юпитеру, [то] не позволено быку’.

что позволено Юпитеру

Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г.

Эти крылатые латинские слова придуманы на античный мифологический сюжет в эпоху средневековья, о чем свидетельствует наличие рифмы: в античной латыни рифма почти не использовалась. А раз так, то перед нами памятник средневековой латыни. И произносить эту пословицу надо по-средневековому: /ли́цэт/, а не /ли́кэт/ (как в классической латыни), что, впрочем, малосущественно.

Подтекст здесь примерно такой: Зевсу в облике быка позволено похищать женщин, а обычному быку (читай: гражданину) нет, то есть перед нами что-то вроде знаменитой сентенции из «Фермы животных» Джорджа Оруэлла (тоже, кстати сказать, зоологической аллегории, хоть и XX века): «Все животные равны, но некоторые равнее других».

Того же корня, что латинское слово licet разрешено, позволено, в русском языке латинизм лицензия (буквально: дозволение, вольность, латинское licentia). В свете этого можем сказать, что Зевс имеет своего рода лицензию на похищение женщин, он — лицензированный похититель; а обычный бык — просто браконьер.

 

репетитор древнегреческого языка

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, репетитор древнегреческого языка и преподаватель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: zaumnik.ru@mail.ru, либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.