Α Β Γ Δ Ε Ζ Η Θ Ι Κ Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Υ Φ Χ Ψ Ω

Альфа и омега: урок древнегреческого языка

Просветительский проект
ZAUMNIK.RU
УГОЛОК ЗАУМНЫХ НАУК

Первая и последняя буква греческого алфавита

Начало и конец

Мистика греческого алфавита

Апокалипсис

α β γ δ ε ζ η θ ι κ λ μ ν ξ ο π ρ σ τ υ φ χ ψ ω

уроки древнегреческого языка в СПб

АЛЬФА и ОМЕГА
Православная богословская энциклопедия, т. I. СПб., 1900.

альфа, омега, древнехристианский перстень, греческий алфавит

Древний христианский перстень с изображением Альфы и Омеги.

АЛЬФА и ОМЕГА

АЛЬФА и ОМЕГА — названия первой и последней букв в греческом алфавите.

Господь трижды говорит в Апокалипсисе (1, 8; 21, 6; 22, 13), что Он Альфа и Омега, то есть, как объясняет Сам, «начало и конец» или первый и последний (21, 13); «Тот, который есть, и был, и грядет, Вседержитель» (1, 8).

Это название составляет особенность Апокалипсиса; но та же самая мысль встречается и в Ветхом Завете, где Господь Бог говорит в книге пророка Исаии: «Я первый, и Я последний» (Ис. 44, 6).

Иисус Христос, называя Себя Альфой и Омегой, тем самым свидетельствует о Своей Божественности, приписывая Себе свойства, придаваемые пророками истинному Богу, от Которого исходит всякая жизнь и к Которому она возвращается.

В обоих заветах это выражение прежде всего заключает в себе мысль о вечности как бесконечной продолжаемости, в которой конец неразрывно связан с началом, и в то же время идею божественной причинности: Альфа обращает мысль к началу, творению, а Омега к концу, завершению царства Божия на земле.

Этот апокалипсический символ вечности встречается и у древних христианских писателей, например, у Пруденция и Тертуллиана (у Пруденция: «Α и Ω означают: Сам источник и завершение всего, что есть, было и будет», см. у Миня в Патрологии Латинской — т. LIX, 863; также у Тертуллиана, там же, II, 935).

Заимствовав этот символ из Апокалипсиса, первые христиане во свидетельство своей веры в Божественность своего Учителя ставили буквы Α и Ω на своих гробах и в церквах с крестом посредине; выгравировывали их даже на своих перстнях и кольцах, печатях, мозаиках и картинах.

Одно из древнейших изображений этого символа найдено в катакомбах на острове Мелосе и относится к концу первого или началу II века. Он встречается и на монетах, но уже не раньше царствования Константа и Констанция, сыновей Константина Великого.

В заголовке мы воспроизводим один из наиболее замечательных в этом роде христианских перстней, найденный на древнем кладбище в Риме.

Небольшое богословское рассуждение на тему Альфа и Омега см. „Странник” янв. кн. за 1867, I, стр. 21—22 прот. Г. Дебольского; обстоятельное исследование в «Энциклопедии» Герцога, 3-е изд., т. I, стр. 1 и сл.

 

Далее: Первое склонение древнегреческой грамматики: alpha purum